ГлавнаяАфиша → «На грани весны»

«На грани весны»

Время проведения: с 09 марта по 01 апреля 2018 года

Практически «На грани весны» – 7 марта в Городском выставочном зале Петрозаводска открывается новая выставка – петербурженки Светланы Кобышевой и петрозаводчанки Галины Калининой. Связанные давней дружбой и общей учёбой в Ленинградском художественном училище имени В.А. Серова художницы впервые вместе представляют свои работы карельской публике.

Их работы – живописные портреты и пейзажи Галины Калининой и графические композиции в смешанной технике (восковая пастель и процарапывание по меловой бумаге) Светланы Кобышевой – очень разные по темпераменту, творческому мировоззрению и авторскому почерку, вступают в интересный диалог, окрашенный позитивной интонацией и волнующими предчувствиями весны.

Полотна Галины Калининой, как правило, исполнены некоторой меланхолии и авторской погружённости в себя. Они часто напоминают сновидения, где реальность, повседневное и привычное переплетается с метафизическим миром духовных исканий и символистическими образами. Работы Светланы Кобышевой, напротив, полны ярких житейских наблюдений, остро схваченных моментов, открытых эмоций и харизмы автора, легко передающихся зрителю через живой, выразительный графический штрих и свободную динамичную композицию листа.

Мария Юфа, искусствовед

Люди постоянно ведут разговор с окружающим миром. Большую часть времени это только молчание, безмолвный разговор чувств, наполненный смыслами любви и ненависти – и всего, что между ними. Но иногда, чтобы вести разговор, люди встречаются. Эта выставка – одна из таких встреч.

У Светланы Кобышевой в работах всегда есть взаимоотношения. Они постоянны, это танец любви, обмен взглядов. Одиночества не существует, никто не одинок, модель и художник, зверь и человек смотрят друг на друга, даже если кто-либо из них отсутствует на изображении – в этом случае взгляд проходит наружу, за пределы, модель смотрит на создателя, место которого здесь и сейчас занимает зритель.

Галина Калинина находится на другом полюсе восприятия мира. Ее дети – либо на самом деле взрослые, замечтавшиеся о детстве, либо ангелы, принявшие в себя человеческую печаль. Одиночество и отчужденность даже при близости тел, спиной к спине, не глядя друг на друга – притяжение и одновременно отторжение. Ее дети-ангелы наделены крыльями, но не покидают землю.

Эти два художественных взгляда, как плюс и минус, как всякие противоположности создают движение, энергию. Зритель, находясь между этими полюсами, получает поддержку с обеих сторон: имеет возможность заглянуть в окно, которое образуется из различных восприятий. И вступает третьим голосом в диалог между художниками.

А. Неманис, поэт и журналист

 

Нынешний год для Светланы Кобышевой юбилейный. Круглая дата. Для художника естественно отмечать знаковые вехи своей жизни выставками, которые отчет перед зрителями, конечно, но в еще большей степени – перед собой: необходимый для движения вперед смотр сил.

Хотя... Выставка в Петрозаводске в самом начале весны, представляет художника Кобышеву очень однобоко: только графика – черно былые страницы творческого дневника художника, который уже много лет работает как монументалист: выполняет заказы для храмов – от эскиза и прориси иконы до ее воплощения в мозаике и определения на предназначенное для нее место в стене храма.

Она пишет портреты и жанровые сценки и маслом – быстро, как говорится, в едином порыве, решая моментально сотни задач: композиция, колорит, масштаб, настроение. На ее выставках живописных работ весело, как в жизни, когда она бьет ключом – такие емкие источники чувств, переживаемых художником и ее героями во время их не продолжительного, но удостоенного увековечения на холсте общения. Эта репортерская живопись создается там, где судьбе было угодно организовать встречу – единственный сеанс, случайное, то есть любое место – был бы холст и краски с кисточками...

Но эмоциональной жизнерадостной узнаваемой кобышевской живописи на этой выставке нет. Цвета нет. Есть мысль. Есть характеры. Есть продуманность и тщательность исполнения. Всё многообразие впечатлений от встреч с людьми – в этом творческом дневнике. Потому что если что и писать – то именно людей во всем многообразии их чувств и проявлений.

На нынешней выставке – нечто из творческой лаборатории. Эти работы созданы в сосредоточенном одиночестве – они не натурны. В них память и образ, который вызрел внутри и воплотился безошибочно, как скопированный с вполне завершенного – в воображении.

Она давно придумала технику для этих своих графических экзерсисов. Аналог печатной графики, но в единственном экземпляре – одновременно и оригинал, и единственный оттиск. Ибо создано на листе бумаги тушью и суммой авторских приемов.

Рисунок. Он должен быть безошибочен, линия – безупречна и предельно выразительна.

Она всю жизнь учит рисованию – в классах, студиях, вузе и на курсах, ведет наброски, и в процессе обучения учится сама.

Художественная школа, училище, Академия художеств – студенткой, потом – СХШ, университет, художественная школа – в качестве педагога. Бесконечная учеба, поиск, неудовлетворенность, и движение к чему-то, что более ярко, более убедительно скажет о жизни здесь и сейчас, о людях, их судьбах и привязанностях. Легко как танец...

Л. Хромова, искусствовед

 

Торжественное открытие выставки состоится 7 марта в 16:00 в Городском выставочном зале (пр. Ленина, 26). В обычном режиме выставка будет работать с 9 марта по 1 апреля. Выходные дни: понедельники, 8 марта.

Контакты: 78-16-50, cultur@sampo.ru

Информационные ресурсы: https://vk.com/na_grani_vesnihttps://vk.com/na_grani_vesni, http://gvz-ptz.ru/